Нематериальные активы: стратегический менеджмент

Авторский вариант статьи, опубликованной в
журнале "Патенты и лицензии" , № 11, 2001 г.
(С) Пантюхина А.М. 2001
Пантюхина Анна Михайловна Патентный поверенный РФ
Директор патентного агентства "ТОР"

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на вопросы:

- В каком положении предприятие находится в настоящее время?
- В каком положении оно хотело бы находиться через несколько лет?
- Каким способом достигнуть желаемого результата?
- Можно выделить три составляющие эффективной стратегии предприятия:

- - Правильно выбранные долгосрочные цели;
- - Глубокое понимание конкурентного окружения;
- - Реальная оценка собственных ресурсов и возможностей предприятия.

Зачастую стратегическое управление определяют как "управление конкурентными преимуществами". Конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми ресурсами, которыми владеет предприятие.

Под осязаемыми ресурсами в данном случае понимаются физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе.

А под неосязаемыми ресурсами - качественные характеристики предприятия. К ним относятся:

- не связанные с людьми неосязаемые активы;
- неосязаемые человеческие ресурсы (человеческий капитал).

Конкурентные преимущества не являются вечными. Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят, в частности, от видов источников конкурентных преимуществ и инновационных процессов. Конкурентные преимущества подразделяют на два вида - преимущества высокого ранга и преимущества низкого ранга.(1)

Преимущества высокого ранга связаны с наличием у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, НИОКР, долговременных связей с покупателями. Эти преимущества дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности.

Преимущества низкого ранга, связаны с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья. Преимущества этого вида являются не столь устойчивыми и могут быть скопированными конкурентами.

Устойчивое конкурентное преимущество обеспечивает стратегия первопроходца, предполагающая, что фирма первой предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Новые рынки могут появиться в результате создания новых технологий, использования существующих технологий в новом контексте, решения проблем окружающей среды и др. В качестве примеров фирм-первопроходцев можно привести инновационные фирмы - Sony, Motorola, Microsoft, General Electric и другие, которые сосредоточили свои усилия на поиске принципиально новых эффективных технологий, создании неизвестных до сих пор видов продукции. Так, например, девизом Sony, постоянно совершенствующей свою продукцию, является "сделать свою продукцию устаревшей раньше, чем это сделают конкуренты". Современный опыт показывает, что множество образовавшихся в последнее время монополий возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать неизвестный рынок с перспективами роста.

Следует отметить, что достичь лидерства легче, чем удержать его. Поэтому фирмы- лидеры тратят большие средства на научно-технические исследования.

Переход от неприятия нематериальных активов к признанию их важными корпоративными активами - тенденция, характерная не только для зарубежной, но и для российской экономики. Специалисты признают, что нематериальные активы компаний становится все более дорогостоящим активом, реальную стоимость которого не всегда могут отразить принципы бухгалтерского учета. Особенно это относится к тем отраслям, где ключевую роль играют не столько здания, оборудование, сколько доходность патентов, товарных знаков, авторских прав, и других подобных активов, не имеющих материального воплощения. К примеру, рыночная стоимость компании “Microsoft” на 25 июля 1996 г. составляла $ 70,9 млрд., несмотря на то, что по данным балансового отчета стоимость чистых активов компании была $ 5,7 млрд. (2)

Говоря о соотношении стоимости материальных и нематериальных активов предприятий, можно привести в качестве примера и санкт-петербургскую компанию "ЛОМО". Стоимость ее материальных активов составляет 310 млн. руб., в то время как стоимость товарного знака "ЛОМО" - 150 млн. руб. (3)

Интересны данные, которые уже второй год публикует консалтинговая фирма Interbrand, о самых дорогих брэндах.(4)

Место
2000 г./ 1999 г.
Брэнд Стоимость,
млрд. долл.
2000 г / 1999 г.
Изменение, %
(2000 г. к 1999 г.)
1 /1 Coca-Cola 72,5 / 83,8 -13
2 /2 Microsoft 70,2 /56,7 +24
3 /3 IBM 53,2 / 43,8 +21
4 /7 Intel 39,0 / 30,0 +30
5 /11 Nokia 38,5 / 10,7 +86
6 /4 General Electric 38,1 / 33,5 +14
7 (5) Ford 36,4 (33,2) +10

К сожалению, изобретения, товарные знаки, ноу-хау относятся к тем активам предприятия, которыми зачастую пренебрегают при проведении финансового анализа с целью выявления скрытых резервов. Возможно, это связано с тем, что доход от использования этих “неосязаемых” активов трудно выделить из общего дохода, а их правовая сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Не смотря на это, стратегия управления нематериальными активами становится одной из главных составляющих маркетинговой политики фирм.

В управлении интеллектуальной собственностью различают пять основных видов стратегий.(5)

1. Стратегия “щита” предусматривает защиту от конкурентов с помощью получения монопольных прав на новую продукцию на период выведения ее на рынок.

2. Стратегия "меча" предусматривает контроль рынка и преследование нарушителей интеллектуальной собственности. Как известно, доходы от использования результатов НИР значительно снижаются в случае незаконного их использования конкурентами. Поэтому интеллектуальная собственность стала использоваться в конкурентной борьбе не только в качестве оборонного, но и в качестве наступательного оружия. Данная стратегия позволяет частично компенсировать затраты на НИР и возместить упущенную выгоду. Так, урегулирование предъявленных исков помогло фирме “Texas Instruments”(США) в 1991 г. поступления в сумме $ 256 млн. Общий доход, полученный компанией за 1986-1993 г от использования ИС, составил $ 1,2 млрд. (6)

3. Стратегия формирования уставного капитала предприятия направлена на высвобождение денежных средств за счет использования имущественных прав, а именно - прав на интеллектуальную собственность. Как известно, вкладом в имущество хозяйственного общества или товарищества могут быть любые имущественные права, которые можно оценить (в соответствии с п.1 ст. 66 Гражданского Кодекса РФ). Таким образом, уставный капитал может быть сформирован за счет интеллектуальной собственности, что дает возможность, не располагая материальными ресурсами, занять активную позицию на рынке.

Данная стратегия находит широкое применение в российской экономике. Зачастую вкладом в уставный капитал являются права на изобретения, полезные модели, товарные знаки, произведения литературы, науки и т.д. Одними из наиболее распространенных видов нематериальных активов, вносимых в качестве вклада в уставный капитал, до последнего времени были "ноу-хау". Однако многочисленные споры с налоговой инспекцией по поводу этого объекта, а также введение в действие с 1 января 2001 года Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), в котором "ноу-хау" не числится в качестве нематериальных активов, дают основания предполагать некоторый спад интереса к данному объекту.

4. Стратегия создания рекламного имиджа направлена на получение правовой защиты на объекты ИС с целью повышения доверия потребителей и привлечение за счет этого дополнительных доходов. Если в рамках стратегии "меча" или стратегии "щита" патентование "слабых" изобретений, которые можно легко "обойти", либо технологий, использование которых невозможно или сложно проконтролировать, является нецелесообразным, то с позиций стратегии создания рекламного имиджа патентование вышеупомянутых объектов представляется вполне оправданным. Патенты в данном случае являются для потребителей своеобразной гарантией качества товара и стимулом к его приобретению. Что в конечном итоге приводит к дополнительным доходам фирмы.

5. Стратегия оптимизации финансово-хозяйственной деятельности направлена на:

- снижение налога на прибыль в связи с уменьшением налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов;
- экономию отчислений на зарплату при оплате труда через авторское вознаграждение за создание объектов интеллектуальной собственности;
- экономию подоходного налога физических лиц (владельцев объектов интеллектуальной собственности).

Снижение налога на прибыль при использовании нематериальных активов при одновременном формировании амортизационных фондов связано с возможностью предприятий самостоятельно устанавливать сроки амортизации в пределах от 1 года до 20 лет. Стоимость нематериальных активов при постановке на учет определяется по величине затрат при их создании или приобретении и расходов, необходимых для доведения до состояния, пригодного к использованию. Кроме того, затраты, связанные с выплатой вознаграждений за изобретения и рационализаторские предложения, а также вознаграждений за содействие изобретательству относятся по элементу “Прочие затраты” и не включаются в фонд заработной платы, следовательно, отсутствуют и отчисления во внебюджетные фонды на социальные нужды.

В соответствии с п.3 ст. 221 Налогового Кодекса РФ (часть вторая) авторы изобретений, промышленных образцов, научных трудов и разработок, программ для ЭВМ, получающие авторское вознаграждение, имеют профессиональную льготу в сумме фактически произведенных документально подтвержденных расходов. Если указанные расходы не могут быть подтверждены документально или подтверждаются не полностью, то они учитываются по нормативам, исходя из которых авторы имеют право вывести из-под налогообложения 20 % от суммы начисленного дохода за литературные произведения (программы для ЭВМ) и до 30 % от суммы вознаграждения, полученного за первые два года использования открытия, изобретения и промышленного образца).

Все физические лица, передающие принадлежащие им права на интеллектуальную собственность, наряду с вышеперечисленными льготами, могут воспользоваться имущественным налоговым вычетом по подоходному налогу, предусмотренным подпунктом 1) п. 1 статьи 220 части 2 Налогового кодекса РФ, на сумму, полученную от продажи имущества, находившегося в собственности не менее трех лет, и не превышающую 125 000 руб.


Управление нематериальными активами начинает играть значительную роль в маркетинговой политики фирм. Главными задачами управления нематериальными активами являются, с одной стороны, выявление; учет и правильное юридическое оформление таких объектов, а с другой стороны, введение в хозяйственный оборот и коммерческое их использование. Решение этих задач требует наличия опытных кадров. И не за горами время, когда в штатном расписании российских фирм будут существовать должности менеджера интеллектуальной собственности и службы управления интеллектуальными ресурсами предприятий.

________________________________________________________________________________________________________________________
(1)Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеждмент. Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. (серия "Высшее образование") с. 129
(2)Glenn DeSouza "Royalty methods for intellectual property " ABI/INFORM National Association of Business Economists 1997, Business Economics 1997
(3)Саворский Ф., Фалькевич Ю. Неосязаемая ценность. Газета "Ведомости" 01.11.2000
(4)Financial Times. NEW YORK, July 18, 2000
(5)Bao Tran "IP law aspects in strategic planning" ABI/INFORM Euromoney Ltd. 1995 Managing Intellectual Property March 1995